Аса́нова Динара Кулдашевна (1942-1985), кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1980). Деликатность манеры фильма «Не болит голова у дятла» (1975), «Ключ без права передачи» (1977) сменяется резким, нервным стилем в фильмах «Беда» (1978), «Никудышная» (1980, т/ф), «Пацаны» (1983), «Милый, дорогой, любимый, единственный» (1984). Государственная премия СССР (1985, посмертно).
* * *
АСАНОВА Динара Кулдашевна - АСА́НОВА Динара Кулдашевна (2 октября 1942, Фрунзе - 4 апреля 1985, Мурманск), российский режиссер. Заслуженный деятель искусств России (1980). Лауреат премии Ленинского комсомола (1977).
По окончании школы работала на киностудии «Киргизфильм (см. КИРГИЗФИЛЬМ)». В 1970 окончила ВГИК (мастерская М. И. Ромма (см. РОММ Михаил Ильич) и А. Б. Столпера (см. СТОЛПЕР Александр Борисович)). Дипломная работа - «Рудольфио» (1970, по рассказу В. Г. Распутина (см. РАСПУТИН Валентин Григорьевич)), сразу же определившая круг пристрастий Асановой как режиссера. Благодаря своим фильмам «Не болит голова у дятла» (1975), «Ключ без права передачи» (1977, специальная премия на Международном кинофестивале детских фильмов в Москве), «Никудышная» (1980, телефильм), «Пацаны» (1983, Государственная премия, 1985, посмертно) причислялась к певцам детской и подростковой темы, умеющим в импровизационной и раскованной манере работать с юными исполнителями и добиваться естественности и правдивости их реакций в историях раннего, подчас драматического взросления. Не вписывающиеся в этот ряд картины «Беда» (1978), «Жена ушла» (1980), «Милый, дорогой, любимый, единственный...» (1984), в которых чувствовался надлом, а кинематографическая манера Асановой оказывалась более взвинченной, считались проходными работами режиссера. Но преждевременная смерть на съемках ленты «Незнакомка» и споры по поводу личности и судьбы Асановой, приведшие к созданию контрапунктных по смыслу документальных фильмов о ней («Очень вас всех люблю», 1987, режиссер И. Алимпиев, «Динара», 1988, режиссер В. Титов), заставили иначе взглянуть на творчество Асановой. Несмотря на романтическую интонацию первых работ о поре детства и деятельный пафос поздних картин, в том числе публицистического телеспектакля «Дети раздоров» (1984), режиссер творила с болью и нежностью, осознавая трагически неразрешимую, роковую суть многих явлений современной действительности, но не отказываясь от последней надежды. Асанова открыла ряд молодых актрис - Е. Цыплакову (см. ЦЫПЛАКОВА Елена Октябревна), М. Левтову, О. Машную. Благодаря ей раскрылся талант сценариста и актера В. Приемыхова (см. ПРИЕМЫХОВ Валерий Михайлович).